Збручский идол,найденный у села Гусятин в реке Збруч
(приток Днестра) в 1848
году, не может является неоспоримым доказательством существования у славян
пантеона Богов. (В данном случае слово «пантеон» употребляется иносказательно,
и подразумевает под собойпирамидальную
структуру подчинения одних Богов другим). Само же существование этого
четырехликого идола может быть обосновано политическими, экономическими и (или)
социальными причинами.
С давних пор Збруч былводной артерией важного торгового пути «Из
варяг в греки» и объединял, в том числе,Новгород, Старую Ладогу, Смоленск и Киев. По мере освоения этого пути
варяги колонизировали прилегающие к нему земли, заселенные славянскими,
балтскими и финно-угорскими племенами. Таким образом возникли государства-княжества
династии Рюриковичей.
Согласно "Повести временных лет", в
862 году варяжский князь Рюрик, который правил в Новгороде и раздавал города
своим вассалам, прислал одного из них в Полоцк. В то время Полоцк был уже
центром княжения кривичей (а кривичи поклонялись Велесу, точнее, их верховное
Божество более всего похоже по своим характеристикам на Велеса в современном
представлении). Спустя некоторое время после первого летописного упоминания
Полоцка на город напали киевские князья и подчинили его себе. Таким образом,
отношения между Полоцком и Киевом еще в IX веке были отмечены войной. Киев
начал подчинять своей власти восточнославянские племена на широких
пространствах, прежде всего вдоль пути "из варяг в греки».
Получив известность уже в IX в. как центр
славянских земель в северо-западной части Руси, Новгород с тех пор быстро набирает
силу и к концу IX в. становится соперником Киева. Киевские князья смотрели на
Новгород как на свой северный форпост. Новгород с самого начала вырос не
столько как резиденция варяжских князей (покровителем который был Перун), но, в
первую очередь, как торговый и ремесленный центр. Отсюда шли пути в Южную
Прибалтику, в немецкие земли, в Швецию и Норвегию. Через озеро Ильмень и реку
Мету пролегал путь на Волгу, а оттуда в Волжскую Булгарию, Хазарию, страны
Востока. По днепровскому пути новгородские купцы доходили до Западного
Причерноморья, Балкан, Византии.
Таким образом, торговый путь « из варяг в
греки» объединил множество этносов и географически непохожих территорий.
Поддержание мира на всей территории его пролегания было, пологаю, делом не
легким. И, дабы не провоцировать религиозную вражду, и хоть как-то примирить
Киев и Новгород, вполне логичным кажется поставить идол наиболее
почитаемымБогам – Перуну и Велесу. Кстати,
и сам миф о противоборстве Перуна и Велеса скорее всего возник примерно в 9 –
10 веках и поэтически описывает противоборство Киева ( Велеса) с Новгородом (
Перуном).