Вторник
08.07.2025
13:52
Форма входа
Категории
Наше мировоззрение [36]
собственные разработки в духовных практиках и их понимании
Этнографические исследования [5]
Братина [8]
Здесь выложены основные события из жизни общины
Археология [8]
Наши друзья [98]
Здесь можно найти информацию о дружественных нам организациях
Философия архаичного язычества [2]
Здесь приводятся данные, полученные из этнографических, исторических и археологических исследований
Добавить в Избранн
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мой сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Философия архаичного язычества

Традиционная экологическая нравственность

Тотемизм – комплекс представлений о происхождении кровнородственных человеческих коллективов от тех или иных животных, реже растений, элементов природы и даже от неодушевленных предметов, с точки зрения современного человека, элементов природы  -  мы в праве расценивать как мировоззренческое осмысленное признание человеком его неразрывной связи со всем окружающем миром. Идея органического единства всего сущего не только привела наших предков к «очеловечеванию природы» но и легла в основу экологической культуры первобытных обществ. Это неизмеримо повысило их адаптивные возможности, что позволило человечеству выжить в условиях неоднократных катаклизмов и исторических потрясений.

    Анимизм  - комплекс представлений о душе и духовных сущностях  - второе не менее важное открытие в истории древнего миропонимания. В анимизме нашли своё выражение идеи наследования жизни, соотношение бренности тела и нетленности духа, греха и праведности, смерти и бессмертия. Эти духовные установки оказали влияние на формирование всех последующих религий и мировоззренческих систем, которые принято считать атеистическими.

    Судя по урало -  сибирским легендам и преданиям, многие беды, постигающие человека, родовую группу или народ, были связанны с нарушением определенных правил земного или космического общежития ( по сути  карма, кармические законы бытия).

    Колымские тунгусы, считается вымерли, потому что содрали кожу с живого оленя. В отместку за это олени покинули тот край и тем самым обрекли местных жителей на голодную смерть. Тувинский шаман, объясняя причину болезни женщины, говорит её мужу :» Ты, охотник, до единого уничтожил целую семью сурков. Когда лни , эти сурки, были в одной норе, ты их дымом и убил:»

    Юкогиры, обнаружив несколько лосей, одного обязательно  отпускали. Даже во время голода не убивали матку с лосёнком. Остяки и вогулы, охотясь на бобров, всегда оставляли живой одну пару, чтобы не перевёлся на земле славный бобровый народ.

    Васючанские остяки, совершая моление о счастливой добыче, просили :» Награди меня дичью, у которой кончился срок жизни, награди меня добычей, у которой иссякает срок жизни!» Убив зверя, охотники аборигены просили у него прощения за причинённую смерть, а затем исполняли особые обряды и ритуалы, чтобы обеспечить возрождение убитого животного.

    Очеловечевали и растительный мир. В старину урало – сибирские  аборигены избегали без нужды рубить деревья; на топливо и бытовые поделки старались находить сухостой.

    Похожие поверья бытовали и у алтайских тюрок. Жизнь человека тесно связана с жизнью дерева, поэтому умервщление живого дерева равнозначно совершению злокозненного магического действия, направленного на кого то из людей. Наиболее греховной считалась рубка молодых деревьев, так как их жизнь ассоциировалась с жизнью маленьких детей.

   Практически все населявшие территорию современной России язычники верили, что ночью земля, вода, лес, нуждаются, как и всё живое во сне и отдыхе. Поэтому беспокоить их в это время считалось серьёзным проступком.

    Стремление «оздоровить общество» породили у древних народов ряд обычаев.

    Тунгусские и ламутские семьи, лишившиеся оленей зимой, распределялись по юртам якутов, которые кормили их, правда не всегда бескорыстно. Нижеколымские русские во время голодовок уезжали к знакомым чукчам им жили у них на «даровых  хлебах» по несколько месяцев. Сами чукчи в тяжелые для русских годы пригоняли в нижнеколымск оленей, которых распределяли между бедствующими семьями.

    Юкагиры, занимаясь охотой, оставляли начертанные на бересте карты своих последующих походов с тем, чтобы в случае нужды другие охотники могли легко их отыскать.

    Сибирские аборигены считали, что родовая и межродовая взаимопомощь является священным законом тайги и тундры, веря что он действует и в диком животном мире и не без оснований. Во время миграции белок в бескормилицу  впереди летит роньжа ( ореховка) А  за нею бежит белка, реки и озёра не служат ей препятствием, она смело бросается в воду. Проходя через материк , она втыкает на сучья грибы. Которые служат пищей сзади идущим.

    Старые якуты рассказывают, когда мороз скует льдом водоёмы, жеребец вожак выводит лошадей пробивать прорубь для водопоя. Участвуют в этом лишь взрослые особи, обычно самцы. Бьют копытом по лёд очереди, периодически сменяя друг друга. После того. Как прорубь готова, утолять жажду первыми допускали маток с жеребятами.

    Но вернемся к людям. Строгие этические нормы, фиксирующие великое уважение к себе подобным и к окружающему миру соблюдалось и в отношении врагов. Считалось безнравственным , ведя войну, поголовно истреблять побеждённых. Всё это лишний раз подтверждает что сибирские язычники не отделяли свою жизнь от жизни природы и жизни вообще. Искоренение противоречит природе, а потому греховно.
            Материал взят из книги М. Ф. Косарев " Основы языческого миропонимания"
Категория: Философия архаичного язычества | Добавил: Светозар (17.10.2009)
Просмотров: 532 | Комментарии: 2 | Теги: Этика, племена, Древнее, ЯЗЫЧЕСТВО, север, Алтай, Сибирь | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 Бажена  
0
У кого-то из фантастов, помню, прочла " Этические уравнения устанавливают связь между поведением человека и теорией вероятности: математически доказывают, что при определенном поведении возрастает вероятность совершенно определенных совпадений" То есть, чем дальше поступок от Прави, тем ниже вероятность, что последствия его станут благими для кого-либо.

Имя *:
Email *:
Код *: