Тотемизм – комплекс представлений о происхождении кровнородственных человеческих коллективов от тех или иных животных, реже растений, элементов природы и даже от неодушевленных предметов, с точки зрения современного человека, элементов природы-мы в праве расценивать как мировоззренческое осмысленное признание человеком его неразрывной связи со всем окружающем миром. Идея органического единства всего сущего не только привела наших предков к «очеловечеванию природы» но и легла в основу экологической культуры первобытных обществ. Это неизмеримо повысило их адаптивные возможности, что позволило человечеству выжить в условиях неоднократных катаклизмов и исторических потрясений.
Анимизм- комплекс представлений о душе и духовных сущностях- второе не менее важное открытие в истории древнего миропонимания. В анимизме нашли своё выражение идеи наследования жизни, соотношение бренности тела и нетленности духа, греха и праведности, смерти и бессмертия. Эти духовные установки оказали влияние на формирование всех последующих религий и мировоззренческих систем, которые принято считать атеистическими.
Судя по урало -сибирским легендам и преданиям, многие беды, постигающие человека, родовую группу или народ, были связанны с нарушением определенных правил земного или космического общежития ( по сутикарма, кармические законы бытия).
Колымские тунгусы, считается вымерли, потому что содрали кожу с живого оленя. В отместку за это олени покинули тот край и тем самым обрекли местных жителей на голодную смерть. Тувинский шаман, объясняя причину болезни женщины, говорит её мужу :» Ты, охотник, до единого уничтожил целую семью сурков. Когда лни , эти сурки, были в одной норе, ты их дымом и убил:»
Юкогиры, обнаружив несколько лосей, одного обязательноотпускали. Даже во время голода не убивали матку с лосёнком. Остяки и вогулы, охотясь на бобров, всегда оставляли живой одну пару, чтобы не перевёлся на земле славный бобровый народ.
Васючанские остяки, совершая моление о счастливой добыче, просили :» Награди меня дичью, у которой кончился срок жизни, награди меня добычей, у которой иссякает срок жизни!» Убив зверя, охотники аборигены просили у него прощения за причинённую смерть, а затем исполняли особые обряды и ритуалы, чтобы обеспечить возрождение убитого животного.
Очеловечевали и растительный мир. В старину урало – сибирскиеаборигены избегали без нужды рубить деревья; на топливо и бытовые поделки старались находить сухостой.
Похожие поверья бытовали и у алтайских тюрок. Жизнь человека тесно связана с жизнью дерева, поэтому умервщление живого дерева равнозначно совершению злокозненного магического действия, направленного на кого то из людей. Наиболее греховной считалась рубка молодых деревьев, так как их жизнь ассоциировалась с жизнью маленьких детей.
Практически все населявшие территорию современной России язычники верили, что ночью земля, вода, лес, нуждаются, как и всё живое во сне и отдыхе. Поэтому беспокоить их в это время считалось серьёзным проступком.
Стремление «оздоровить общество» породили у древних народов ряд обычаев.
Тунгусские и ламутские семьи, лишившиеся оленей зимой, распределялись по юртам якутов, которые кормили их, правда не всегда бескорыстно. Нижеколымские русские во время голодовок уезжали к знакомым чукчам им жили у них на «даровыххлебах» по несколько месяцев. Сами чукчи в тяжелые для русских годы пригоняли в нижнеколымск оленей, которых распределяли между бедствующими семьями.
Юкагиры, занимаясь охотой, оставляли начертанные на бересте карты своих последующих походов с тем, чтобы в случае нужды другие охотники могли легко их отыскать.
Сибирские аборигены считали, что родовая и межродовая взаимопомощь является священным законом тайги и тундры, веря что он действует и в диком животном мире и не без оснований. Во время миграции белок в бескормилицувпереди летит роньжа ( ореховка) Аза нею бежит белка, реки и озёра не служат ей препятствием, она смело бросается в воду. Проходя через материк , она втыкает на сучья грибы. Которые служат пищей сзади идущим.
Старые якуты рассказывают, когда мороз скует льдом водоёмы, жеребец вожак выводит лошадей пробивать прорубь для водопоя. Участвуют в этом лишь взрослые особи, обычно самцы. Бьют копытом по лёд очереди, периодически сменяя друг друга. После того. Как прорубь готова, утолять жажду первыми допускали маток с жеребятами.
Но вернемся к людям. Строгие этические нормы, фиксирующие великое уважение к себе подобным и к окружающему миру соблюдалось и в отношении врагов. Считалось безнравственным , ведя войну, поголовно истреблять побеждённых. Всё это лишний раз подтверждает что сибирские язычники не отделяли свою жизнь от жизни природы и жизни вообще. Искоренение противоречит природе, а потому греховно.
Материал взят из книги М. Ф. Косарев " Основы языческого миропонимания"
У кого-то из фантастов, помню, прочла " Этические уравнения устанавливают связь между поведением человека и теорией вероятности: математически доказывают, что при определенном поведении возрастает вероятность совершенно определенных совпадений" То есть, чем дальше поступок от Прави, тем ниже вероятность, что последствия его станут благими для кого-либо.